История предприятия ведет начало с апреля 1919 года, когда правление лесоартели (артели еще с дореволюционных времен были основной формой организации труда в лесу) приняло решение о создании лесозавода. Площадка возле станции Харовская в качестве места для его строительства была выбрана из-за ее удобного расположения на пологом берегу сплавной реки Кубены вблизи железной дороги, которая не только была лучшим путем вывоза продукции, но и сама в те годы остро нуждалась в дровах и шпалах. 

Уже в навигацию 1919 года на берег рядом с будущим заводом началась выгрузка древесины, а зимой 1919/1920 годов на четырех дровопильных-кольных стаканах производства «Агрос» в Гельсингфорсе, работавших от локомобилей, были разделаны 24 тысячи кубометров древесины. 
За это время были построены из дерева три барака общей площадью 740 кв.м., конюшня, кладовая, механическая и слесарно-кузнечная мастерские, дровопильный цех. 

Уже в 1920 году заложили лесопильный цех площадью 640 кв.м., построили столярную мастерскую, пожарный сарай, кузнецу, баню, четырехквартирный жилой дом. Осенью была выпущена подъездная железнодорожная ветка, а к началу 1921 года была установлена лесорама для разделки бревен на шпалы и доски. 
После революции и окончания Гражданской войны в стране началось восстановление народного хозяйства, строительство жилья – борьба с разрухой, как говорили тогда. Возросла потребность в древесном сырье, которое в те времена было основным источником тепловой энергии и основным строительным материалом. В марте был выделен наряд на постройку Харовского лесозавода №45, и развитие завода было поставлено на государственные рельсы. 

Зимой 1924 года во время пожара сгорел дровопильный цех, в сентябре здание построили заново, разделка кругляка на дрова была прекращена, а основной продукцией завода стали пиломатериалы, отправляющиеся на экспорт. 

Экспорт продукции деревообработки в те годы был одним из важнейших источников поступления валюты, столь необходимой для индустриализации страны. К 1928 году за заводом числились три паровых котла, две паровые машины, три локомобиля, четыре лесопильных рамы, девять обрезанных, торцовых и циркульных станков, семь жилых домов. Позже были установлены по четыре более производительных лесорамы, помимо это был построен деревообрабатывающий цех, выпускающий тару, соответственно то, что раньше шло в отходы стало перерабатываться. 
В 30-е годы многие крестьяне потянулись на завод, спасаясь от коллективизации и раскулачивания. За период с 1928 по 1941 год завод поставил на экспорт 540 тысяч кубометров пиломатериалов. 

Продолжение следует…